- Чугунные водопроводные и печные задвижки: виды и отличия
- Достоинства, недостатки и классификация
- Принцип функционирования и особенности
- Печная задвижка. Особенности конструкции
- Монтаж задвижки чугунной фланцевой
- Обрезиненный клин в чугунной задвижке – назначение, особенности, характеристики
- Назначение задвижек
- Нюансы чугунных задвижек
- Способы соединения
- Технические параметры задвижек
- Правила маркировки задвижек
- Характеристики и особенности эксплуатации чугунных фланцевых задвижек в трубопроводах
- Параметры и использование
- Срок службы и установка
- Цены
- Устройство и принцип работы клиновой и шиберной задвижек | Задвижки с выдвижным и невыдвижным шпинделем, оснащенные электроприводом
- Общие принципы работы
- Работа клиновой задвижки
- Разновидности конструкции клина
- Достоинства и недостатки клиновых устройств
- Модели с выдвижным и невыдвижным штоком
- Общие технические характеристики
- Устройство и принцип работы запорной арматуры с выдвижным штоком
- Устройство и принцип работы запорной арматуры с невыдвижным штоком
- Модели с электроприводом
- Устройство и принцип работы электрического аппарата
- Работа шиберной задвижки
- Устройство и принцип работы арматуры шиберного типа
- Статьи
- Конструкция задвижки
- Основные параметры фланцевой задвижки
- Классификация фланцевых задвижек по типам затворов
- Область применения и разновидности задвижек чугунных
- Задвижки чугунные: характеристики и принцип работы
- Задвижки чугунные фланцевые
- Характеристики задвижки чугунной 30ч6бр
- Характеристики задвижки чугунной 30ч39р МЗВ
- Особенности задвижек различных модификаций
- Функциональное назначение
- Конструкционные особенности задвижек
- Конструктивные модификации и основные типы задвижек
- Особенности конструкции затвора
Чугунные водопроводные и печные задвижки: виды и отличия
Трубопровод любого типа требует наличия специальных деталей, с помощью которых полностью перекрывается либо частично ограничивается поток рабочей среды. Для этого могут использоваться привычные всем нам вентили и краны.
Однако наибольшее распространение получила такая запорная арматура, как задвижка чугунная. Полное перекрытие движения среды по магистрали осуществляется за счёт её установки под прямым углом к направлению потока рабочей среды.
Чугунные задвижки устанавливают на водопроводных магистралях самого разного назначения
Достоинства, недостатки и классификация
Специфика устройства чугунной задвижки заключается в том, что её запорный элемент может находиться только в одном из двух крайних положений – «Открыто» и «Закрыто». То есть она не предназначена для плавного регулирования объёма проходящего по трубопроводу вещества.
Чугунные задвижки обладают следующими основными преимуществами:
- пригодны для эксплуатации в самых разных условиях;
- имеют небольшую строительную длину;
- характеризуются незначительным гидравлическим сопротивлением. Благодаря этому свойству задвижка чугунная является неотъемлемым компонентом любого магистрального трубопровода;
- сравнительная простота конструкции.
Эксперты выделяют у таких устройств и ряд недостатков.
- изнашивание в затворе и корпусе задвижки уплотнительных поверхностей, которые трудно поддаются ремонту;
- для закрытия и открытия арматуры данного вида требуется немалое время;
- большая строительная высота (особенно касается это задвижки чугунной клиновой с выдвижным шпинделем).
Клиновая задвижка — один из самых распространенных видов подобных устройств
Классификация этих устройств осуществляется по трём основным критериям.
1. Конструкция запорной части. Задвижки бывают клиновые и параллельные.
2. Рабочее давление: высокое, среднее, низкое.
3. Расположение ходового узла: с выдвижным шпинделем, с невыдвижным шпинделем.
Принцип функционирования и особенности
Параллельные чугунные задвижки перекрывают поток благодаря тому, что входящие в их конструкцию два последовательно соединённых диска раздвигаются, когда размещённый между ними клин опускается вниз. Уплотнительные кольца в корпусе и на дисках располагаются перпендикулярно оси задвижки.
Задвижки выпускаются разных диаметров, модели самых больших диаметров комплектуются электроприводами
Устройства параллельного типа из чугуна выпускаются на условное давление порядка 10 бар для пара и воды, температура которых достигает 200˚С. Диаметр изделий может быть 420, 350, 200, 125, 100, 80 и 50 миллиметров. Причём, детали с диаметрами 420-125 мм производятся и с электроприводом.
Такое исполнение позволяет управлять работой подобных устройств дистанционно. С учётом этого, установка задвижки чугунной с электроприводом практикуется в труднодоступных местах трубопровода. Перекрытие движения рабочей среды в этом случае выполняется с единого пульта контроля и управления работой магистрали.
Помимо простоты эксплуатации, задвижки с электроприводом ускоряют данный процесс. Нередко это бывает полезным, особенно, если трубопровод имеет большой диаметр. Поэтому задвижки с электроприводом часто можно увидеть на ответственных участках магистралей.
Необходимо отметить одну особенность конструкции этих деталей. Электропривод может быть оснащён возвратной пружиной. Такое устройство запорного механизма обеспечивает в конечном итоге повышение скорости его реакции на сигнал управления.
В отличие от параллельной, закрытие прохода в клиновой задвижке выполняется укреплённым на шпинделе клином. При редком использовании этого механизма клин может заедать.
К тому же, уплотнительные кольца в клиновой задвижке изнашиваются быстрее, чем в параллельной. Однако у изделия с обрезиненным клином этот недостаток проявляется не столь заметно.
Из других особенностей такого технического решения стоит выделить:
- способность выдерживать скорость перемещения газообразной среды до 30 м/сек., а жидкой – до 4 м/сек;
- обрезиненный клинообразный диск позволяет проводить открывание и закрывание прохода с меньшими усилиями;
- сокращение крутящего момента в сочетании с плавностью работы задвижек чугунных с обрезиненным клином повышает удобство эксплуатации;
- для обрезиненной поверхности используется резина, качество которой соответствует требованиям международных стандартов;
- обрезиненный клин обеспечивает более высокие показатели прочности и герметичности запорной арматуры.
Для обеспечения высокой герметичности применяют задвижки с обрезиненным клином
Печная задвижка. Особенности конструкции
Запорная арматура данного типа монтируется в вытяжной воздуховод приборов отопления.
Как и в любую другую аналогичную по функционалу деталь, в неё входят следующие элементы:
- корпус. Представляет собой чугунную раму, на боковых гранях которой располагаются направляющие пазы;
- запорный элемент. Это – щитовая заслонка, движущаяся в пазах корпуса и герметизирующая дымоходный канал;
- управляющий механизм. Выглядит он как обычная рукоять, встраиваемая в щитовую заслонку.
Задвижка чугунная печная производится в двух вариантах.
Прямоугольная задвижка. Такое название не всегда выглядит корректным. Действительно, углы у неё составляют 90 градусов, но сегодня выпускаются образцы и с равными сторонами, то есть квадратные.
Задвижки для печи бывают разных форм и служат для регулировки тяги в дымоходе
Прямоугольный вариант может представлять собой достаточно габаритную печную задвижку с длиной заслонки до 600 миллиметров. Обычное место монтажа – дымоходные каналы русской печи, барбекю или камина. В настоящее время повышенным спросом пользуются задвижки со сторонами 26×13 см. Именно такой размер у типовой печной трубы жилого дома.
Задвижка с круглой рамой. Это особая задвижка, получившая название вьюшка. Её корпус выглядит в виде округлой плиты с круглым отверстием. Запорный элемент такой печной задвижки – диск, который, накрывая вышеуказанное отверстие, останавливает воздухообмен в дымоходе.
Орган управления – рукоять — располагается по центру дисковой заслонки. Поскольку этот элемент разогревается «выхлопными» газами до высокой температуры, регулировать руками воздухообмен с помощью печной задвижки-вьюшки неудобно. Поэтому обычно её используют как дополнительную заслонку, открываемую перед розжигом печи.
Закрывается она после того, как топливо сгорит полностью.
Монтаж задвижки чугунной фланцевой
Для соединения запорной арматуры существуют следующие способы:
- фланцевый;
- муфтовый;
- раструбный;
- сварка.
Кратко остановимся на технологии монтажа задвижки фланцевой, поскольку такая деталь получила наибольшее распространение.
- Проверка соответствия обрезным фланцам.
- Установка в каналы, расположенные на пластинах, уплотнительных колец.
- Присоединение фланцев друг к другу.
- Фиксация их при помощи болтов.
- Плотное затягивание гаек.
- Проверка герметичности стыков. При необходимости фланцевое соединение заделывается герметиком.
Чугунная запорная арматура для отопления и водоснабжения в последнее время стала использоваться реже. Однако для паровой системы, канализации и транспортировки сыпучих материалов, её роль по-прежнему значительна.
Источник: http://TrubaMaster.ru/ventili-i-zadvizhki/chugunnye-zadvizhki.html
Обрезиненный клин в чугунной задвижке – назначение, особенности, характеристики
Задвижка с обрезиненным клином относится к запорной арматуре и применяется для перекрывания потока транспортируемой среды. Она отличается высокими показателями герметичности и востребована в трубопроводах разного назначения.
Задвижки, в отличие от других видов запорной арматуры, характеризуются малым гидравлическим сопротивлением. Благодаря своей конструкции задвижка легко обеспечивает перекрывание перемещаемых сред большой вязкости.
Назначение задвижек
Задвижки предназначены для открывания и перекрытия трубопроводов. Использование задвижек в качестве устройств, регулирующих перемещение среды, не допускается.
Чугунная задвижка — важный конструктивный элемент, который позволяет оперативно перекрывать среду, перемещаемую по трубопроводам, и препятствует появлению протечек. Она востребована в следующих инженерных сетях:
- отопления;
- водоотведения и канализации;
- вентиляции;
- холодного и горячего водоснабжения.
Кроме того, задвижки используют при организации систем пожаротушения и охлаждения. Их популярность обусловлена малой строительной длиной и простой конструкцией.
К другим преимуществам запорной арматуры относятся возможность применения в сооружениях с газообразной и жидкой средой, в том числе и с повышенной вязкостью. Задвижки могут устанавливаться на магистралях, которые пролегают под землей или прокладывают по ее поверхности.
Они относятся к полнопроходным устройствам, имеют гладкую внутреннюю поверхность и подбираются в соответствии с сечением трубопровода в месте установки.
Чугунная задвижка с обрезиненным клином отличается небольшой трудоемкостью обслуживания. Она устойчива к появлению коррозии и механическим воздействиям. Среди недостатков задвижек с клином можно выделить длительность открывания и закрывания, а также значительную строительную высоту. Ее величина указывается при двух положениях клина и отражается в паспорте запорной арматуры.
Нюансы чугунных задвижек
Конструкция задвижки из чугуна с обрезиненным клином предусматривает неподвижного стержня, гладкого прохода внутри корпуса и уплотнения, которое размещается в крышке.
Задвижка состоит из прочного корпуса. Сырьем для его изготовления служит специальный чугун, который устойчив к механическим повреждениям. Помимо корпуса конструкция чугунной задвижки включает:
- элемент в виде стального диска, покрытого резиной, выполняющего функции запорного устройства;
- шпиндель с Т-образным торцом, который соединяет клин с узлом управления;
- крышку с уплотнением.
Обрезиненное покрытие запирающего элемента выполняет функции дополнительной защиты металла от появления коррозии и предохраняет от попадания различных загрязнений внутрь трубопроводных магистралей. Благодаря упругости оно обеспечивает высокий уровень герметичности задвижки с обрезиненным клином, поэтому ее используют на ответственных участках трубопроводов разного назначения.
Крышка задвижек присоединяется к корпусу с помощью болтов. Чтобы исключить протекание перемещаемой по магистралям среды, используют дополнительное уплотнение. Оно выполняется в виде профильной прокладки из резины и располагается между чугунным корпусом и крышкой и захватывает месторасположение крепежных элементов.
Для управления задвижкой служит узел, который монтируется на вертикальном патрубке, а сверху к нему крепится крышка с уплотнениями. Открытие и закрытие происходит за счет поднятия и опускания обрезиненного клина задвижки, соединенного со шпинделем.
В движение шпиндель и запирающий клиновый элемент приводятся с помощью:
- маховика;
- редуктора;
- электропривода.
Оснащение запорной арматуры электрическим приводом упрощает ее эксплуатацию и сокращает время открывания и закрывания, а также позволяет управлять оборудованием на расстоянии.
Перекрывание потока рабочей среды в трубопроводе осуществляется с помощью пульта, предназначенного для контроля работы магистралей.
Благодаря минимальному периоду реагирования на управляющий сигнал задвижки с электрическим приводом востребованы на ответственных участках трубопроводов.
Способы соединения
Чугунная задвижка с обрезиненным клином предусматривает полный проход и гладкую внутреннюю поверхность. Она устойчива к появлению коррозии и не допускает появления засоров из-за загрязнения транспортируемой среды.
Для фиксации задвижек чугунных с обрезиненным клином в магистралях, по которым перемещается газообразная или жидкая среда, используют фланцевое соединение.
Для этого с торцов запорных устройств имеются фланцы, выполненные в виде плоского кольца с отверстиями для крепежных элементов.
Фланцевое соединение обеспечивает:
- продолжительный срок эксплуатации узла;
- возможность неоднократного демонтажа фланцевых клиновых задвижек для проведения профилактических или ремонтных работ;
- надежную фиксацию с трубопроводом;
- отсутствие изменений соединительных элементов при установке, позволяющее избежать появления коррозии и разрушения фланцев и арматуры.
Чтобы исключить разгерметизацию соединений, выполненных с помощью фланцев, следует заменять своевременно прокладки и подтягивать фиксирующий крепеж.
Технические параметры задвижек
Задвижки из чугуна с обрезиненным клином представлены множеством моделей с разными характеристиками и особенностями конструкции. К типовым параметрам относятся:
- функционирование при температуре транспортируемой среды в пределах от +5 °C до +225 °C;
- размер условного прохода, который у популярных моделей чугунных фланцевых задвижек варьируется от 40 до 800 мм;
- продолжительный срок эксплуатации, составляющий не менее 10-15 лет, а корпус сохраняет свои свойства в течение 50 лет;
- высокий уровень герметичности, достигаемый благодаря обрезиненному клину и обеспечивающий отсутствие видимых протечек при визуальном наблюдении.
Чтобы достичь положения «закрыто» маховик стандартных задвижек поворачивают в сторону перемещения часовой стрелки. Возможно также изготовление изделий с противоположным направлением движения.
Для чугунных задвижек с обрезиненным клином характерно следующее:
- высокие показатели износостойкости, которые обеспечиваются за счет технологичной формы и сокращения крутящего момента;
- специальное исполнение запирающего клина с покрытием из резины, способствующее плавному закрыванию и открыванию и позволяющее уменьшить прилагаемые усилия;
- наличие на наружной и внутренней поверхности задвижек защитного эпоксидного покрытия, предохраняющего от негативных воздействий и продлевающего срок службы изделий;
- использование для запирающего элемента резины с хорошими эластичными и уплотнительными свойствами, благодаря чему обеспечивается бесперебойное функционирование системы;
- низкая вероятность заклинивания запирающей детали в процессе работы при перепадах температуры.
Механизм открывания и закрывания задвижек с обрезиненным клином рассчитан на 1000 циклов бесперебойного функционирования.
Правила маркировки задвижек
Чугунные задвижки могут быть укомплектованы как редуктором, так и электрическим приводом.
Маркировка задвижек чугунных с обрезиненным клином проводится согласно ГОСТ 52760-2007 и специальным таблицам, где указаны обозначения конструктивных особенностей запорной арматуры. Информация наносится на переднюю или заднюю поверхность корпуса и включает следующие данные:
- наименование изготовителя;
- величину номинального давления;
- размер условного прохода;
- климатическое исполнение задвижки;
- наличие и тип привода.
Кроме того, маркировка позволяет узнать вид материалов, которые применялись для изготовления корпуса и клина.
Источник: http://saz-avangard.ru/poleznaya-informatsiya/obrezinennyy-klin-v-chugunnoy-zadvizhke-naznachenie-osobennosti-kharakteristiki/
Характеристики и особенности эксплуатации чугунных фланцевых задвижек в трубопроводах
Трубопроводная арматура, при кажущейся незамысловатости своей конструкции, является довольно сложным устройством, от качества которого зависит многое.
Поэтому особого внимания со стороны производителей требуют к себе такие детали как затворы, клапаны, краны и задвижки.
Важно, чтобы их прочность не подвела в ответственный момент.<\p>
По функциональности задвижка – весьма значимая в конструкции составляющая.
Одним из самых популярных видов таких задвижек является чугунная фланцевая задвижка.
Чугунные фланцевые задвижки используют для трубопроводов, имеющих условный диаметр прохода 50 мм – 300 мм (показатель «Ду» по ГОСТу).
Их характеристики обуславливают широкое распространение в схемах магистральных трубопроводов, сквозь которые на постоянной основе рабочая среда движется с высокой скоростью.
Параметры и использование
Задвижки – это особый тип арматуры трубопровода, назначение которого – перекрывание и открывание потока жидкости или пара.
Задвижка обладает возвратно-поступательным механизмом работы, движение происходит перпендикулярно среде, что отличает ее от крана.
Задвижка стала самой первой примитивной деталью, позволявшей прерывать ток среды.
Однако иногда в тех местах, где среда движется под напором, задвижки не выдерживали давления.
Из-за превосходства в надежности их позднее вытеснили краны.
Тогда сферой распространения задвижек стала по большей части гидравлическая система незамкнутого характера, где необходим контроль движения воды только положениями «открыто» и «закрыто».
В таких системах возможен срыв задвижки, если номинальное давление превысит 1 атмосферу.
Задвижка чугунная фланцевая обладает высоким гидравлическим сопротивлением и незамысловатостью конструкции.
Она является маховиком, чаще всего, обладающим ручным приводом, который смещает затвор вплоть до абсолютного перекрытия отверстия трубы.
По своей конфигурации такие задвижки делятся на суженные и полнопроходные.
Последние (стандартный показатель Ду задвижек) обладают большим диаметром и имеют меньшее гидравлическое сопротивление, нежели суженные.
Другими словами, суженные задвижки лучше использовать в таких трубопроводах, где вода идет потоком определенной скорости.
Еще один немаловажный параметр фланцевых чугунных задвижек – выдвижной шпиндель.
При наличии этой детали в механизме задвижки, существенно упрощается задача по произведению ее технического обслуживания.
Чугунные задвижки, не имеющие шпинделя, не обеспечивают доступ к элементам конструкции, а потому служат намного меньше.
Однако когда необходимо эксплуатировать конструкции небольших габаритов, чугунная фланцевая задвижка, не имеющая выдвижного штока, преимущественно из-за своих показателей: ей требуется в полтора раза меньше рабочего пространства.
Как и любой другой элемент механизма, чугунную задвижку следует выбирать, основываясь на определенных обстоятельствах ее эксплуатации.
При условии, когда задвижка чугунная фланцевая помещена в систему трубопровода как уменьшитель потока воды в постепенном режиме, ее корпус терпит влияние высокочастотной пульсации с неполным затвором.
Такое воздействие обуславливает кратчайшие сроки износа задвижки и, как следствие, ее порчу.
В результате конструкция потребует демонтажа и полную замену и притирку частей этого элемента.
Чугунную фланцевую задвижку производят в конкретном диапазоне диаметра трубы, потенциального давления и температуры воды или пара.
Срок службы и установка
Длительность периода эксплуатации чугунных фланцевых задвижек полностью зависит от нескольких факторов:
- правильная установка;
- подготовка рабочей поверхности;
- подготовка среды действия.
Перед началом установки фланцевой задвижки необходимо расконсервировать рабочие поверхности.
Это делается путем пропаривания горячей водой.
Затем их требуется просушить и только потом установить задвижку.
Трубопровод тоже нужно предварительно прочистить на предмет примесей и грязи.
Устанавливаемая фланцевая чугунная задвижка должна обязательно соответствовать всем характеристикам и средам, прописанным в техническом паспорте.
В случае несоответствия, задвижка может прийти в негодность преждевременно.
Задвижка не должна быть установлена вниз маховиком, иначе в момент ее открытия пар или жидкость могут вытечь.
При монтажных работах также необходимо обратить внимание на фланцы: они должны быть без перекосов.
Систематизируем преимущества фланцевых чугунных задвижек:
- высокая степень надежности;
- возможность многоразового использования;
- отсутствие риска подверженности коррозии;
- длительный срок эксплуатации;
- низкая цена в сравнении со стальными задвижками.
Цены
Стоимость чугунных фланцевых задвижек варьируется и зависит от ряда показателей.
Оптовые цены на чугунные фланцевые задвижки с показателем Ду от 50 до 125 колеблются в пределах 800-2600 руб., с Ду от 150 до 200 – в пределах 3600-10 200 руб., и с показателем Ду от 250 до 300 могут колебаться в пределах 11 700-20 800 руб. соответственно.
Как и на любой другой товар, на задвижки производитель может делать скидки и реализовать товар по акции.
Сэкономить можно также, отдав предпочтение определенной стране-производителю.
К примеру, фланцевые чугунные задвижки с невыдвижным шпинделем, с максимально допустимой температурой в +85 градусов производства Китай будут стоить в диапазоне 1700-3200 руб.
Тогда как цена на аналогичный дагестанский товар может варьироваться от 2500 до 11 300 рублей.
Идентичные задвижки, но с параметром температуры до +150 градусов будут иметь стоимость 1400-4500, если они сделаны в Китае и 3000-7500, если в Дагестане.
На российские чугунные фланцевые задвижки без электропривода, с температурой рабочей среды до +225 градусов можно купить за 2800-13 000 руб. для Ду от 50 до 200 и 15 700-47 400 руб. для показателя Ду от 250 до 400.
Подобные задвижки с электроприводом будут стоить в диапазоне 19 700-35 300 руб. при показателе Ду50-200 и 44 700-75 400 руб. при Ду от 250 до 400.
Сегодня производство позволяет фланцевым задвижкам из чугуна (например, задвижки фирмы AVK) обладать свойствами, которые не уступают по качеству стальным задвижкам, при том, что стоят они гораздо дешевле.
В числе остальных преимуществ, этот плюс превращает чугунные задвижки в товар, пользующийся очень большим спросом на рынке специализированной арматуры.
Источник: http://domtechs.com/vodosnabzhenie/montazh/kharakteristiki-i-osobennosti-ehksplu.html
Устройство и принцип работы клиновой и шиберной задвижек | Задвижки с выдвижным и невыдвижным шпинделем, оснащенные электроприводом
Задвижки являются одним из важнейших элементов в трубопроводе. Их принцип работы основан на перекрытии потока газообразных и жидких сред посредством изменения площади проходного сечения в системах, сооружённых из труб диаметром 50 — 2000 мм, функционирующих при диапазоне рабочих давлений от 4 до 200 кгс/см2, температурах среды не выше 565 ºС.
Выпускается много разновидностей задвижек, имеющих конструктивные особенности и рассчитанных на эксплуатацию в средах с разным уровнем агрессивности, температурным режимом.
Обычно необходимость установки запорной арматуры того или иного вида продумывают ещё на этапе проектирования трубопровода. Так как от правильного выбора конструкции, качества её сборки, соответствия изделия определённым параметрам и стандартам, напрямую зависит надёжность и безопасность всего инженерного сооружения.
Общие принципы работы
Существует множество конструктивных типов запорных устройств, обеспечивающих плавное перекрытие потока. Что касается задвижек, то их принцип работы на трубопроводе основан на перпендикулярном перемещении запирающего или регулирующего органа относительно оси потока содержимого в системе вещества.
Конструктивно задвижка представляет собой цельный литой или сварной корпус, который удерживает во внутренней полости определённую часть рабочей среды.
Для присоединения к процессу он оснащается входным и выходным патрубками с концами под монтаж фланцев, муфт, для цапковых или штуцерных соединений, а также под приварку.
Корпусные детали изготавливаются из чугуна, разных марок стали или цветных металлов, покрываются для защиты от коррозии со всех сторон эпоксидным покрытием.
Внимание! Чугунные устройства 31ч6бр могут использоваться как для запирания, так и для регулирования расхода, движущегося на достаточно большой скорости потока среды, стальные изделия имеют запирающий орган, который может находиться только в крайних положениях «закрыто» – «открыто», применяются для отсекания потока.
Внутри корпуса размещается затвор, состоящий из подвижных и неподвижных элементов (2-х кольцевых сёдел), которые в совокупности образуют площадь проточной части и плотное соединение всех деталей, препятствующее протеканию рабочего вещества. Подвижная часть затвора в зависимости от модификации задвижки различается по форме.
В основном запорный орган имеет вид:
- клина;
- прямоугольной пластины (шибера);
- диска (одного или двух).
В момент перекрытия прохода усиливается давление среды, воздействующее с одной стороны на затворный узел с довольно значительной силой, которая затем передаётся на уплотнительные плоскости сёдел и затвора.
Чтобы снизить негативное влияние этого воздействия для передачи крутящего момента от привода или маховика к запорному органу используется вращающийся вал (шпиндель), который ввинчивается одним концом в ходовую гайку, закреплённую вверху запирающего органа, а другим жёстко соединяется с маховиком.
Наличие такой системы, функционирующей по принципу работы соединений «винт» — «гайка», обеспечивает передачу большего усилия и герметичность перекрытия потока рабочей среды, а также препятствует самопроизвольному перемещению затвора в момент отключения привода.
Для герметизации отверстия в месте выдвижения шпинделя из корпуса во внешнюю среду используется специальный уплотнитель, работающий по принципу сальника или сильфона.
Для управления устройствами небольшого диаметра до ДУ 200 мм используют маховик, в изделиях с большими условными проходами шпинделю нужно сделать очень много поворотов прежде, чем произойдёт подъём и опускание затвора.
Вручную это сделать трудно, поэтому для таких изделий применяются редукторные приводы или гидроприводы. При необходимости в дистанционном управлении задвижки оснащаются электроприводами.
Допустимая величина пропуска среды при закрытом затворе должна соответствовать нормам, установленным ГОСТом 9544-75.
Работа клиновой задвижки
К клиновым относятся устройства, имеющие подвижную деталь затвора в форме сужающейся к концу пластины, за что и получившую название «клина».
Внимание! Функциональное назначение клиновой задвижки — это полное перекрытие потока рабочего материала, для регулирования расхода изделие применяется в исключительных случаях.
В таких устройствах уплотнительные поверхности на сёдлах располагаются параллельно материалу уплотнительных элементов на затворяющем органе и образуют некоторый угол к оси, вдоль которой направлено передвижение клина.
Принцип работы основан на перекрытие проходного отверстия посредством поднятия и опускания запорного органа в перпендикулярном направлении к движущемуся рабочему материалу.
Затвор поднимается за счёт накручивания на шпиндель — специальную ось с длинной резьбой на конце, образующую резьбовую пару с гайкой, закреплённой на затворном элементе. Шпиндель при получении вращательного момента от ручного или электропривода начинает совершать движения вращательного, вращательно-поступательного или поступательного характера и увлекает за собой клин.
Подробнее об устройстве и принципе работы клиновой задвижки на воду смотрите на видео.
Разновидности конструкции клина
Принцип работы клиновых задвижек также зависит от типа затвора. Он может изготавливаться в виде:
- Жёсткой, суженной к низу пластины. В этом случае клин представляет собой цельную деталь, принцип работы которой заключается в плавном опускании в нижнюю часть корпуса, находясь при этом в перпендикулярном расположении относительно оси трубопровода. Клин плотно прилегает к двум боковым седлам и прерывает движение рабочего вещества.Такая конструкция имеет ряд недостатков, среди них можно выделить: 1. опасность заклинивания; 2. трудности при поднятии клина в результате резких перепадов температур рабочего вещества;3. сложную подгонку к сёдлам.
- Двухдискового клина, состоящего из двух элементов, подвижно скреплённых между собой под углом друг к другу. Двухдисковый клиновой затвор является более совершенной конструкцией, чем жёсткий клин.Его принцип работы заключается в следующем: при закрытии задвижки диски поворачиваются относительно друг друга и плотно прижимаются к сёдлам, при открывании диски отходят от сёдел и освобождают отверстия для прохода рабочего вещества.Он обеспечивает высокую герметичность запорного органа, снижает риск заклинивания, требует меньшего усилия для закрытия. Его уплотнительные поверхности менее подвержены износу.
- Упругого запирающего органа. Конструктивно схож с двухдисковым клином, с одним отличием — его диски связаны между собой с помощью упругого элемента.Преимущества его принципа работы – это способность гнуться под напором рабочей среды и обеспечивать более плотную взаимосвязь с плоскостями уплотнительного материала при закрытии задвижки.Запорные устройства с обрезиненным клином имеют низкий крутящий момент при управлении и гладкий полный проход, благодаря чему в них не возникает сильного трения и большого износа запорных элементов.
Достоинства и недостатки клиновых устройств
К преимуществам клиновых задвижек можно отнести обеспечение повышенного уровня герметичности проходного сечения в закрытом положении, несложный принцип работы, а также небольшую величину усилия, необходимого для соединения деталей запорного узла с максимально возможным уплотнением.
Этому способствует образование почти прямого угла между направлениями вектора усилия привода и вектора усилия, воздействующего на плоскость уплотнительной поверхности затворного элемента. Вследствие чего даже небольшая по величине сила, проходящая через шпиндель, может оказать значительное воздействие на контактирующие плоскости уплотнений.
Недостатками устройств с таким принципом работы являются:
- необходимость в обустройстве полости корпуса направляющими для центрирования клина;
- быстрый износ уплотнителей на затворе;
- сложность технологии получения герметичности в затворяющем элементе.
Модели с выдвижным и невыдвижным штоком
Большое значение при выборе модификации клиновой задвижки для определённых условий эксплуатации имеет месторасположение и принцип работы ходового узла. В зависимости от того, находится он внутри корпуса или вне его полости, аппараты подразделяются на изделия с выдвижным и невыдвижным штоком.
Общие технические характеристики
Наименование | DN, мм | PN, МПа | Диапазон температур транспортируемого вещества | Рабочая среда |
С невыдвижным штоком | 40 – 500 | 1,6 | От -15ºС до +130ºС | Горячая и холодная вода, не агрессивные среды |
С выдвижным штоком | 15 – 1200 | 1,6 — 10,0 | От -70ºС до +450ºС | Горячая и холодная вода, вещества с любой степенью агрессивности, нефтепродукты, газ |
Устройство и принцип работы запорной арматуры с выдвижным штоком
В задвижках, имеющих выдвижной шток, часть шпинделя с резьбой и ходовая гайка выдвинуты за границы корпусных деталей. Другим концом он жёстко соединён с затворяющей деталью.
Маховик вращаясь через резьбовую гайку приводит в движение шток, который в свою очередь заставляет поступательно перемещаться затвор.
При этом шпиндель верхним концом выдвигается из корпуса на величину хода затворного органа. Благодаря такому принципу работы ходового узла транспортируемое вещество не оказывает негативного влияния на резьбовую пару, а также менее подвержен износу сальниковый уплотнитель.
Внимание! При размещении параллельной задвижки с выдвижным штоком необходимо предусмотреть для выхода шпинделя над сальником крышки свободное пространство размером не менее диаметра проходного отверстия.
Устройство и принцип работы запорной арматуры с невыдвижным штоком
В этих моделях резьбовой конец штока жёстко фиксируется с маховиком, а ходовая гайка крепиться уже внутри корпуса к затвору. При вращении шпинделя происходит накручивание гайки на конец шпинделя, вследствие чего, начинает перемещаться подвижная часть затвора.
Ходовой механизм таких задвижек находится в рабочей среде и поэтому может повреждаться под действием абразивных частиц, находящихся в составе транспортируемого вещества, или быстро корродировать. Эти недостатки накладывают ограничения на работу изделий в нефтепроводах, системах транспортирующих морскую воду, химически агрессивные составы.
Модели с электроприводом
Задвижка, оснащённая электроприводом, относится к более современным запорным устройствам, которые с успехом применяются для работы в технологических трубопроводах промышленного назначения и в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Электрический привод отвечает за своевременное закрытие и открытие запора, удерживание его в промежуточном положении, если того требует технология, а также осуществляет автоматическое отключение задвижки в момент аварий.
Блок управления электроприводом монтируется либо на корпусе агрегата, либо монтируется в специальном шкафу, на стойках или располагаются в удалённом месте.
Подробности об устройстве и работе электропривода на задвижке на примере серии УРПС БИРС 13. NL смотрите на видео.
Устройство и принцип работы электрического аппарата
Приводной механизм соединяется со шпинделем задвижки с помощью специальной втулки и состоит из электрического двигателя и редуктора.
Принцип его работы заключается в следующем: при поступлении управляющих сигналов двигатель оказывает воздействие через передаточный механизм на шпиндель, который в свою очередь открывает/ закрывает затвор или отставляет его в промежуточном положении.
В оснащение современных электроприводов также входят концевые выключатели и муфта ограничения крутящего момента. Они выполняют отключение питания электродвигателя в момент достижения затворным органом крайних положений или при возникновении усилия, воздействующего на шток, выше установленного значения.
Возможность ограничить крутящий момент при заклинивании или засорении затвора позволяет предотвратить выход из строя задвижки и привода.
Благодаря такому принципу работы на крупных магистралях можно создать единый пункт управления всеми задвижками, оснащёнными электроприводом. Данный способ управления запорным органом очень эффективен, поскольку является надежным и имеет долгий срок службы.
Внимание! Для отключения в случае неисправности электропривода или возникновения других внештатных ситуаций задвижка укомплектована ручным дублёром — маховиком.
Работа шиберной задвижки
Шиберные задвижки обладают способностью пропускать большие объёмы рабочих материалов, а также осуществлять фильтрацию, измельчение проходящих через них примесей и дозирование полезных компонентов.
Исходя из этих возможностей и особенностей принципа работы входящих в их конструкцию узлов, изделия широко применяются в системах отвода канализационных вод, в технологических трубопроводах химических, нефтегазодобывающих, строительных, целлюлозно-бумажных, горнодобывающих производств.
Шиберные задвижки типа ЗМС используются для перекрытия напорных линий в оборудовании фонтанного, устьевого и нагнетательного типа, манифольда буровых установок.
Внимание! Шиберные задвижки всегда устанавливаются в вертикальном положении, так чтобы ножевые пластины располагались перпендикулярно ходу рабочего потока.
Устройство и принцип работы арматуры шиберного типа
Металлический шибер представляет собой плиту или острую отполированную и заточенную пластину, имеющую форму ножа или гильотины. На его острых концах установлены крепкие уплотнители (металлические или синтетические), повышающие износостойкость основной рабочей детали, особенно при функционировании в агрессивных средах с большим количеством крупных гранул и примесей.
При производстве уплотнителей используют синтетические материалы, стойкие к химическим воздействиям и перепадам температур:
- нитриловую резину;
- этиленпропилендиеновый каучук;
- эластомеры для горячих сред;
- кремнийорганическую резину.
Задвижки шиберного типа имеют простой и одновременно надёжный принцип работы. Он заключается в передачи усилия от воздействия ручного, автоматизированного или механического механизма управления на шток или шпиндель, который в свою очередь приводит в движение шиберный элемент для полного или частичного перекрытия проходного отверстия.
Наглядно принцип работы шиберной задвижки показан на видео.
При этом шпиндель может иметь выдвижную и невыдвижную конструкцию. Герметичность выдвижного штока обеспечивается сальником, изготовленным из синтетических хлопчатобумажных волокон, графита и др.
Источник: https://trubtraid.ru/dopolnitelnye-jelementy/zadvizhki/principy-raboty-populyarnykh-vidov-zadvizhek.html
Статьи
Возврат к списку
Вентили и краны, регулирующие расход жидкости, отличаются в зависимости от характеристик и назначения.
Чугунные задвижки
Чугунная фланцевая задвижка является распространенной разновидностью запорной арматуры для магистральных трубопроводов. Пожалуй, это один из самых доступных видов комплектующих.
Благодаря своим положительным характеристикам чугунная задвижка получила очень широкое распространение.
Конструкция задвижки
Запорная арматура предназначена для полного перекрытия движения рабочей среды в трубопроводе. Имеет два положения «открыто» и «закрыто». Конструкция задвижки состоит из корпуса, запорного элемента в виде шибера, клина, параллельных дисков, стального шпинделя, маховика или автоматического электропривода, крышки корпуса. Подробно устройство задвижки изображено на схеме.
Схема устройства задвижки
Преимущества чугунных задвижек для трубопровода:
- Простота конструкции;
- Компактность;
- Устойчивость к коррозии;
- Стойкость к химическому воздействию;
- Подходят для различной рабочей среды;
- Долговечность в эксплуатации.
К недостаткам чугунных задвижек фланцевых можно отнести хрупкость, высокую вероятность механических повреждений.
Чтобы чугунные фланцевые задвижки прослужили дольше, следует соблюдать определенные правила эксплуатации. Их нельзя поворачивать, крутить, растягивать, сгибать.
Название «задвижка фланцевая» обозначает тип присоединения к трубопроводу. В зависимости от типа затвора фланцевая задвижка может быть клиновой, шиберной или параллельной.
Основные параметры фланцевой задвижки
Диаметр прохода трубы (составляет от 50 до 3000 мм);
Рабочее давление (составляет до до 1, 6 МПа);
Температура (может быть до 75 градусов);
Срок эксплуатации (около восьми лет).
По диаметру фланцевая задвижка подразделяется на два типа: полнопроходная и суженная.
Задвижка полнопроходная имеет диаметр, соответствующий диаметру трубы и наименьшее гидравлическое сопротивление.
Суженная фланцевая задвижка обладает несколько меньшим диаметром. Это может увеличивать гидравлическое сопротивление, но также имеет ряд плюсов. К плюсам относится меньший износ уплотнительных элементов и более низкий крутящий момент.
Задвижки могут иметь как ручное, так и электрическое управление.
Задвижки с ручным управлением приводятся в действие с помощью маховика, устройства с электрическим управлением приводятся в действие электроприводом.
Выбор типа управления зависит от диаметра задвижки. Задвижки с малым диаметром условного прохода (до 150 мм) имеют ручное управление, в остальных случаях задвижки управляются электроприводом.
С помощью электропривода можно управлять механизмом задвижки удаленно.
Такой способ управления хорошо подходит при размещении задвижек в труднодоступных местах и позволяет автоматизировать технологический процесс.
Классификация фланцевых задвижек по типам затворов
Фланцевая клиновая задвижка (задвижка фланцевая с клиновым затвором) применяется на магистральных трубопроводах с достаточно высокой температурой и давлением. Клиновые задвижки могут устанавливаться на системах питьевого водоснабжения.
Конструктивная особенность задвижки – не выдвигающийся шток и жесткий клин. Перекрытие потока жидкости происходит за счет уплотнения между металлическими поверхностями двух элементов конструкции.
Сегодня часто применяются задвижки с прорезиненным клином. Герметичное перекрытие потока в данном случае происходит благодаря соединению резины и металла.
Клиновые задвижки могут быть по типу присоединения не только фланцевыми, но и резьбовыми.
Фланцевая задвижка, клиновая задвижка (диаметр DN 40-350)
Задвижки с обрезиненным клином диаметр DN 400-1200
Параллельные задвижки по типу присоединения бывают только фланцевыми. Такие задвижки предназначены для трубопроводов с небольшим давлением воды. Для перекрытия потока в системе используется диск, который соприкасается со штоком, перекрывая поток.
Что касается шиберных задвижек, они предназначены, в основном для труб, транспортирующих густые, сыпучие, вязкие среды. Такие задвижки являются межфланцевыми и достаточно доступны по цене.
Применение задвижек из чугуна
Фланцевые чугунные задвижки и другие разновидности задвижек из чугуна применяются преимущественно в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Эта разновидность трубопроводной арматуры используется для следующих сетей:
- Холодная и горячая вода;
- Канализация;
- Отопление;
- Газ;
- Нефть.
Для сетей водоснабжения чаще используются фланцевые клиновые задвижки, имеющие прорезиненный клин. В целом задвижки из чугуна по-прежнему широко применяются в канализации, а также при транспортировке пара и сыпучих, вязких сред.
Видео: задвижка фланцевая с обрезиненным клином
Источник: http://www.uraltp66.ru/pub/osobennosti_flancevyh_zadvizhek_iz_chuguna
Область применения и разновидности задвижек чугунных
Видов запорной арматуры сейчас существует огромное множество, однако, одним из самых популярных и наиболее важных считаются чугунные задвижки. Данные элементы обязательно должны присутствовать в структуре трубопровода различного предназначения. Предназначение
Главная задача любой подобной арматуры – регулировать и останавливать поток рабочей среды трубопроводе. Каждая такая конструкция имеет в себе особую часть, которая выполняет функции запирающего элемента. Данные детали могут быть:
- Параллельными
- Шиберными
- Шланговыми
- Клиновыми
Устанавливают изделия при помощи фланцевых соединений.
Применение
Задвижки чугунные фланцевые, размеры и цена которых могут отличаться в зависимости от модификации и выполняемых задач, созданы для использования при температуре, достигающей отметки в 225 градусов.
Системы трубопроводов горизонтального типа всегда должны быть оснащены рассматриваемыми деталями из чугуна, оснащенными специальным выдвигающимся шпинделем. Шпиндель должен располагаться в вертикальном положении.
Если же трубопровод сам вертикальный, конструкции монтируют горизонтально, а шпиндель встает соответствующим образом. И те, и другие разновидности деталей могут подвергаться при необходимости ремонту. Свойства и характеристики
Фланцевая чугунная арматура обладает следующими качественными характеристиками:
- Высокий уровень надежности
- Простой процесс монтажа
- Способность к неоднократной разборке и сборке
- Неприхотливость
- Возможность проведения более двух тысяч переключений режимов открытия и закрытия
Также данные детали отличаются хорошим перекрытием в обе стороны, что позволяет им находиться симметрично по отношению к воде. Доступно такое расположение благодаря поверхностям с притертостями.
Разновидности и отличия
Описываемые конструкции из чугуна различаются по местоположению ходового узла, виду привода, структуры запирающего элемента. Например, задвижка чугунная ду 100 содержит в себе параллельный затвор и предназначена для использования в воде и пару.
Органы же запора у всех экземпляров выполняются с затвором из-за того, что он помогает избежать заклинивания конструкции во время больших перепадов температуры потока рабочей среды.
Задвижки из чугуна можно свободно применять в городах с неустойчивой температурой воздуха. Никаких проблем с эксплуатированием изделий при этом не возникнет.
Каждая разновидность конструкции имеет свои плюсы и минусы, которые должны быть обязательно учтены при их выборе.
Источник: http://vstroechke.ru/3025/oblast-primeneniya-i-raznovidnosti-zadvizhek-chugunnyh
Задвижки чугунные: характеристики и принцип работы
23.05.2016
Для перекрытия или открытия транспортируемых по трубопроводам стратегических продуктов, таких как газ, нефть, разные жидкости, к которым также относится и вода, используются специальные элементы запорной системы — задвижки из чугуна.
Данные устройства полностью или частично перекрывают трубопровод, что позволяет функционально транспортировать по нему поток рабочей среды.
Система подачи потока рабочей среды по трубам задействована в жилищно-коммунальном хозяйстве, в организациях газового и водного снабжения, на нефтепроводах и трубопроводах другого назначения.
При эксплуатации любого трубопровода невозможно обойтись без задвижки.
Компания «ИСКОМ» предлагает оптовую продажу чугунных задвижек по весьма привлекательной цене. Ассортимент нашего склада включает в себя:
Задвижка чугунная 30ч39р МЗВ
По всем вопросам вы можете обращаться к нам по телефонам: (343) 254-63-74, 254-63-11
Задвижки чугунные фланцевые
Наиболее востребованы задвижки чугунные 30ч39р МЗВ и 30ч6бр, используемые на большинстве трубопроводов транспортного и технологического назначения.
Характеристики задвижки чугунной 30ч6бр
Давление номинальное, PN, МПа (кгс/см2): 1,0 (10).
Диаметр номинальный, 30ч6бр Ду, мм: 50; 80; 100; 150; 200; 250; 300; 400; 500.
Рабочая среда: нефть, масло, вода и другие жидкие среды, нейтральные к материалам корпуса и деталям, соприкасающимся с рабочей средой.
Температура рабочей среды не более +225°С.
Температура окружающей среды от -30°С до +40°С.
Класс герметичности по ГОСТ 9544-93: С; Д.
Присоединение к трубопроводу: фланцевое.
Характеристики задвижки чугунной 30ч39р МЗВ
Материал корпуса: чугун.
Материал уплотнения затвора: обрезиненный клин.
Среда: холодная/горячая.
Тип присоединения: фланцевый.
Способ управления: ручной.
Конструктивные особенности: невыдвижной шпиндель.
Класс герметичности ГОСТ 9544-2005: А.
Максимальная температура, °С: 75 / 150.
Тип рукоятки: маховик.
Принцип работы задвижки заключается в ее возвратно-поступательном характере движения.
В корпусе вдоль уплотнительных поверхностей перемещается клиновидный затвор, который закрывает трубопровод, становясь перпендикулярно к потоку рабочей среды. Присоединяется чугунная арматура к трубе при помощи фланцев.
Имея небольшое гидравлическое сопротивление, чугунные задвижки стали довольно востребованными для трубопроводов, по которым транспортируются вязкие вещества.
Чугунные задвижки бывают:
- суженными
- полнопроходными
Режим работы арматуры в положении «закрыто/открыто», их нельзя применять для регулировки давления и установки мощности потока внутри трубопроводной системы.
Преимущества фланцевых чугунных задвижек:
- надежность
- многоразовое использование
- антикоррозионность
- длительная эксплуатация
- приемлемая цена
Приобретая чугунные задвижки, можно рассчитывать на их надежность и качество.
Источник: http://tkiskom.ru/articles/zadvizhki-chugunnye-kharakteristiki/
Особенности задвижек различных модификаций
Выполнение одних и тех же задач может осуществляться разнообразными типами арматуры, характеризующимися разными принципами конструкции затвора. Так, по принципу затвора выделяют следующие основные типы трубопроводной арматуры: клапаны, задвижки, краны, заслонки, шланговые клапаны, мембранные клапаны, регуляторы уровня, расхода и давления.
Клиновая задвижка предназначена только для запирания потока рабочего вещества, с ее помощью невозможно регулировать напор.
Задвижки являются неотъемлемой составляющей водопроводной системы. Существуют разные типы задвижек, каждый из которых имеет свои особенности, преимущества и слабые стороны.
Функциональное назначение
В зависимости от типа изделия, оно может использоваться для выполнения различных функций:
- в качестве регулятора потока рабочей среды;
- в качестве трубопроводной запорной арматуры;
- в качестве трубопроводной запорно-регулирующей арматуры.
Подобное их использование позволяет производить дискретное (двухпозиционное) регулирование расхода рабочей среды.
В отдельных случаях допускается кратковременное применение задвижек для выполнения функций запорно-регулирующей арматуры.
Конструкционные особенности задвижек
Схема основных элементов задвижки.
Задвижка каждого типа отличается от изделий других типов по ряду критериев. В зависимости от конструкции затвора конструкции подразделяются на параллельные и клиновые.
Отличие клиновых модификаций в том, что у них уплотнительные кольца располагаются под некоторым углом, образуя клин, а у параллельных же задвижек такие кольца располагаются параллельно по отношению друг к другу.
Клиновые модели изготавливаются с цельным (упругим или жестким) клином либо двухдисковым составным клином, образованным 2 расположенными под некоторым углом друг к другу дисками.
Параллельная задвижка может иметь затвор в виде 1 листа или диска, или же в виде 2 дисков с расположенной между ними распорной пружиной или распорным клином.
Параллельные задвижки отличаются из чугуна. Они используются как регулирующая и запорная арматура для пара, газов и воды. Соединение арматуры с трубопроводом выполняется при помощи фланцев и болтов.
Параллельные задвижки с выдвижным шпинделем являются запорной арматурой и одновременно могут использоваться в качестве затвора для регулирования объема подаваемой воды.
Они устанавливаются на трубопроводах, диаметр которых составляет не менее 50 мм.
Запорная арматура может быть с невыдвижным (вращаемым) или выдвижным шпинделем. В первом случае при открытии и закрытии арматуры шпиндель совершает лишь вращательное движение. Ходовая резьба при этом контактирует с рабочей средой. Во втором же случае при открытии и закрытии арматуры шпиндель совершает поступательное движение. Ходовая резьба и гайка расположены вне полости задвижки.
Управление запорной арматурой осуществляется при помощи электрического или ручного привода. На арматуре больших диаметров с ручным управлением применяется редуктор с цилиндрической, конической или червячной передачами для уменьшения требуемого усилия на маховиках ручного привода.
Как правило, такая запорная арматура изготавливается полнопроходной, то есть диаметр прохода задвижек почти одинаков с диаметром трубопровода. В отдельных случаях для уменьшения габаритов и массы, снижения моментов и усилий, требуемых для управления запорной арматурой, применяются «раструбные» (суженные) задвижки.
Конструктивные модификации и основные типы задвижек
Схема приводов задвижек.
Задвижки бывают различных типов. Так, по типу затвора различают следующую запорную арматуру:
- с клиновым запорным элементом (клиновые);
- с параллельным запорным элементом (шиберные);
- с упругой деформацией канала задвижки под рабочую среду (шланговые).
В свою очередь, клиновые модификации могут быть с составным клином, с упругим клином и с цельным клином.
Шиберные задвижки — это разновидность запорной арматуры, у которой уплотнительные поверхности элементов затвора расположены параллельно друг к другу. Такая арматура тоже имеет ряд модификаций.
Так, однодисковые шиберные модели оснащены 1 диском, который прижимается уплотнительной поверхностью к поверхности седла корпуса. В центре диска расположен шарнир, при помощи которого осуществляется передача усилия от штока на диск.
Поджатие может осуществляться при помощи клиновых распоров, установленных в корпусе.
Двухдисковые же шиберные изделия могут быть как с клиновым, так и с пружинным распорами.
По способу перемещения шибера запорная арматура может быть поворотного типа и возвратно-поступательного типа. В шиберной арматуре уплотнение по шиберу осуществляется при помощи подпружиненных подвижных седел.
Существуют модификации поворотного типа, которые оснащаются 2 неподвижными дисками с отверстиями, между которыми размещен подвижный диск. Во время поворота данного диска осуществляется перекрытие рабочей среды.
Использование упругих элементов гарантирует обеспечение необходимого прилегания контактирующих поверхностей дисков.
В зависимости от типа формообразования корпуса изделия могут быть:
- литыми;
- сварными;
- коваными или штампованными;
- комбинированными.
Схема видов задвижек.
При выборе метода изготовления корпуса изделия учитываются следующие факторы:
- программа выпуска и технологические возможности производства изделий;
- стойкость корпуса запорной арматуры к рабочей среде;
- ограничения в зависимости от условий использования изделия (температура, давление, коррозионная стойкость и пр.);
- качественные характеристики материала, используемого для изготовления корпуса.
При изготовлении запорных конструкций из металла главным типом формообразования корпуса изделий является литье. Но при высоких требованиях к прочности более предпочтительными являются штамповка, ковка или же комбинированный метод изготовления корпуса.
Существуют и другие классификации запорных изделий. Так, по типу уплотнения подвижных деталей они делятся на:
- самоуплотняющиеся;
- сильфонные;
- сальниковые.
Сальниковые задвижки — герметичность подвижных частей (штока, шпинделя) по отношению к внешней среде обеспечивается при помощи сальникового уплотнения. В сильфонных модификациях герметичность подвижных частей обеспечивается при помощи сильфона — упругой гофрированной оболочки, сохраняющей прочность и плотность при многоцикловых деформациях.
По характеру передачи усилия управления к затвору задвижки бывают:
- с приводом поступательного типа;
- с приводом вращательного типа.
По типу управления:
- от рабочей среды;
- от гидропривода;
- от пневмопривода;
- от электропривода;
- ручное через редуктор;
- ручное от маховика.
Особенности конструкции затвора
Чтобы понять, в чем заключаются отличия затвора от задвижки, необходимо разобраться в его предназначении и особенностях конструкции.
Схема клиновой задвижки:1 — шпиндель; 2 — корпус; 3 — распорный гриб; 4 — седло; 5 — уплотняющий диск (тарелка).
Основное предназначение затвора — закрывание, открывание или ручная регулировка потоков технической, морской или питьевой воды, пара, воздуха и прочих неагрессивных жидкостей.
Существует несколько типов затворов. Так, поворотный дисковый затвор представляет собой разновидность трубопроводной арматуры в виде кольцевого корпуса с установленным в нем поворотным запорным диском. Данный диск вращается внутри резиновой манжеты, обеспечивающей герметичность. Необходимо учитывать тот факт, что конструкция затвора является неполнопроходной.
Корпус затвора изготавливается из чугуна и имеет как внутреннее, так и наружное эпоксидное покрытие. Рабочая среда не контактирует с корпусом затвора. Седловое уплотнение изготавливается из материала, который обеспечивает работу изделия при заданном температурном режиме среды.
Манжета обеспечивает герметичность соединения при стягивании конструкции между фланцами водопровода. Для установки затвора нет необходимости в использовании дополнительных прокладок, как в случае с остальными конструкциями межфланцевого присоединения.
Диск изготавливается из чугуна или нержавеющей стали. Корпус изделия зажимается между трубопроводными присоединительными фланцами. Поворотному диску придается движение при помощи ручки с фиксатором. Фиксатор дает возможность установки поворотного диска в промежуточных положениях (от полного закрывания до полного открывания) с шагом, равным 10 градусам.
Источник: http://DekorMyHome.ru/remont-i-oformlenie/osobennosti-zadvijek-razlichnyh-modifikacii.html